с 10:00 до 21:00 пн.-пт.
г. Симферополь, ул. Бородина, 12
Время работы: с 10:00 до 21:00 пн.-пт.
+7 (365) 256-29-15

История российского автопрома

Развитие автомобилестроения в России
24-09-2024

Развитие автомобилестроения в России

История автопрома нашей страны длится уже более полутора веков. Впервые автомобили с бензиновыми ДВС появились во времена правления Александра III, но тогда самоходные экипажи были привилегией высших слоев общества, практически недоступной обычным людям. Но времена менялись и машины все же плотно вошли в жизнь Российской Империи, став массовым явлением. 
Где и когда впервые появились машины в России


В 1890 году в Россию были завезены три необычных немецких машины «Бенц». Тогда же впервые открылся первый автомагазин, где любой мог купить себе необычный безлошадный экипаж. Новость о появлении в Петербурге необыкновенных самоходных машин сразу же облетела город, у жителей возник большой интерес к такому новшеству. 


Далее автомобили начали покорять Москву, где уже в 1904 году открылась первая дорога для общего пользования. Одновременно с этим появляются первые дорожные правила и ограничения: развозить грузы можно только по определенным дорогам, допустимый вес машины с пассажирами не должен превышать 250 пудов (или четыре тонны) и вмещать не более 6 человек, к управлению автомобилем допускаются лица не младше 17 лет после обучения, а предельная скорость должна составлять не выше 13 км/ч. Так как количество автомобилей уже насчитывало несколько сотен, городская управа приняла решение выдать владельцам специальные удостоверения и снабдить транспорт жестяными номерными табличками. Обучение будущие водители проходили в Московском автоклубе, который, по сути, был первой автошколой. 


Машины начала 20 века были сложнее в управлении. Чем современные, оперировать приходилось девятью педалями! Практически половина из них отвечала за торможение, отдельной педалью включался мотор и даже сигнальный гудок. Автомобили покорили столицу и буквально сразу же были анонсированы первые официальные гонки на дороге между Москвой и Петербургом, в которых водители соревновались в водительском мастерстве.
Интересный факт: практически сразу с появлением авто появились упоминания о первых ДТП. Наказания по тем временем были довольно серьезные – на первый раз назначался штраф, за второе нарушение могли арестовать транспорт на две недели, а в третий раз нарушителя вовсе могли лишить прав.
 

Как началось производство первых отечественных машин

Автомобили зарубежного производства пользовались все большей популярностью, поэтому неудивительно, что начал развиваться и отечественный автопром. В 1конце 19 века два промышленника и инженера по фамилии Фрезе и Яковлев отправились в Чикаго, где подробно ознакомились с конструкцией автомобилей Бенца. Вместе они улучшили и модернизировали уже имеющуюся конструкцию в первой модели автомобиле собственного производства. 


В начале 1900-х два конструкторы представили миру первый русский серийный автомобиль. Это был самодвижущийся экипаж, оснащенный бензиновым мотором мощностью всего в две «лошадки». На одном баке водитель мог ездить до двенадцати часов, что в то время было настоящим прорывом. А самое интересное – стоимость новинки хоть и была в 28 раз выше лошади, но в итоге все же оказалась в два раза ниже, чем у иностранных конкурентов. Жаль, что впервые посетивший автомобильную выставку Николай II, не был заинтересован в массовом выпуске автомобилей. Серийное производство было отложено еще на время, но Яковлев и Фрезе не останавливались на достигнутом. Для начала они создали пожарную машину и почтовый экипаж. Увы, машины для почты быстро вышли из строя, но пожарные автомобили проявили себя с хорошей стороны. В конце концов русские изобретатели создали целую фабрику, которая позже была перепродана организации «Руссо-Балт» – первому крупному предприятию по производству автомобилей. 

История автозавода «Руссо-Балт»

Хотя в России за первое десятилетие интерес к автомобилям в России был немаленьким, все же производство их оставалось на довольно низком уровне, да и то преимущественно сборка проходила из иностранных компонентов. Импорт тоже не спасал положение – к 1907 году в страну ввозили чуть более 500 автомобилей, что очень мало для такой огромной страны.


И первой попыткой изменить положение стало появление предприятия «Руссо-Балт». В основном завод специализировался на производстве железнодорожных поездов, но в 1908 году было принято решение организовать цех автомобилестроения. Отчасти причиной этому стало понижение спроса на ж/д вагоны. 


Сборочный цех площадью чуть более 250 кв. метров быстро вырос до 700 м², дополнительно персонал трудился еще в шести цехах. Продукция собиралась из компонентов отечественного производства (кроме магнето и радиаторов). Первая линейка включала фургоны-ландоле, лимузины, кабриолеты и даже спортивные автомобили, разработанные по спец. заказам. Машины Руссо-Балт активно участвовали в международных соревнованиях, в том числе знаменитых гонках в Монте-Карло, где отечественные автомобили заняли призовые места в номинациях дальних маршрутов и выносливости. 


Модификации автомобилей в то время происходили на так часто, как в наше время. И это не удивительно, ведь на производство одной единицы уходило намного больше времени. Инженеры предприятия не боялись экспериментов, например, они впервые оснастили машину для гонок мотором с поршнями из алюминия. И в итоге спорткар «Руссо-Балт» с 5-литровым ДВС сумел набрать рекордные для 1913 года 130 км/ч. Производили здесь и грузовики, что сулило предприятию выгодные военные заказы. На разработанном здесь шасси стали выпускать кареты скорой помощи, пожарные фургоны и даже броневики. На «Руссо-Балт» делали и более тяжелые автомобили – двухтонные грузовики и пятитонники. Правда, последних удалось собрать всего пять единиц, а использовали их преимущественно для транспортировки зенитных орудий. 


В 1914 году грянула Первая Мировая война, из-за которой «Руссо-Балт» пришлось эвакуировать из Риги в столицу. Число заказов ощутимо сократилось, предприятие буквально в штучных экземплярах выпускало военную технику. После 1917 года стало еще хуже – гибли и уезжали специалисты, талантливые инженеры, а общий экономический спад в стране тоже не оставлял шансов. Какое-либо серьезное производство автомобилей в таких условиях было невозможным. Спастись предприятию помогла переквалификацию в других проектах, на бывшем автозаводе стартовало производства авиационных моторов. И даже сегодня здесь до сих пор выпускают комплектующие для космических ракет.
Но все же опыт и выпущенные 1,5 тысячи машин на «Руссо-Балт» даром не прошли. Через невзгоды, в условиях революции и войны, отечественное автомобильное производство получило новые компетенции. И уже в СССР оставшиеся на предприятии специалисты и рабочие массово перейдут на Московский автозавод, который затем станет знаменитым ЗИЛом. 

Как появился завод ЗИС (ЗИЛ)

«Руссо-Балт» был не единственным известным в истории автопрома заводом в дореволюционную эпоху. В столице основал свое производство «Дукс» талантливый конструктор Юлий Меллер, ранее практиковавшийся на сборке велосипедов, мотоциклов и самолетов. Здесь в начале XX века выпускали паровые модели, похожие на американские машины Стэнли. Машины «Дукс» не раз становились обладателями призов и первых мест в различных гонках. Появление моделей с бензиновым двигателем заставило персонал предприятие переквалифицироваться на выпуск более современных машин. 
В 1915 году, несмотря на разгар Первой мировой войны, правительством была учреждена финансовая поддержка российского автопрома. Открылось шесть новых производственных площадок, рассчитанных на выпуск 10,5 тысяч ежегодно. Реализовать затею не вышло – в стране началась революция, затем произошел спад экономики, повлекший коллапс автомобильной промышленности. Единственным заводом, который успел выпустить около 500 первых русских машин, был Московский автозавод. Позже, в эпоху СССР, его достроят и назовут заводом имени Сталина. Остальные производственные площадки поменяли специализацию: на них стартовал выпуск авиамоторов, грузовиков и даже ракет (ГКНПЦ им. Хруничева, он же бывший «Руссо-Балт»). 
 

Какие автомобили были в царском гараже?

Но вернемся к автомобилестроению в эпоху Российской Империи. Как мы упоминали выше, царя Николая II не слишком интересовался машинам, но все же к 1917 году в его гараже уже было 56 автомобилей. А началось все с князя Орлова, который предложил государю покататься на собственном «Дэлоне-Бельвилль». Царю понравился удобный автомобиль, он отдал приказ купить два авто Мерседес, тогда такие иномарки уже могли развивать скорость до 85 км/ч. Также было построено несколько гаражей около резиденций царя, предназначенных для свиты и членов царской семьи. 


Но все же, несмотря на интерес общества к автомобилям, их количество было довольно небольшим, если сравнивать с другими странами. Для сравнения приведем автофакт: на 1914 год на население в 170 миллионов человек приходилось всего 13,5 тысяч машин. В это время во Франции уже насчитывалось свыше 100 000 автомобилей на 40 миллионов человек. 


Однако, даже при таких обстоятельствах встречались уникальные старинные машины. Мало кто знает, но именно в Российской империи появился первый электрокар. Его создателем еще в далеком 1899 году стал дворянин Ипполит Романов, который с юности увлекался электротехникой. Его автомобиль весом 750 кг имел аккумулятор, занимавший почти половину общего веса. Возить машина могла не более двух пассажиров с предельной скоростью 38 км/ч.

Развитие автомобилестроения в СССР

Первым советским автомобилем, выпускавшимся до 1936 года, стал легковой фаэтон ГАЗ. Позже в линейке появились седаны и небольшие грузовички. Машины быстро разошлись по государственным организациям общим тиражом около 50 000 единиц. Далее появились первые образцы КИМ-10, которые должны были стать массовой новинкой отечественного автопрома. Увы, Великая отечественная Война вновь затормозила процесс производства. Но после ее окончания в Советском Союзе оказалось немало трофейных машин, которые и было решено использовать для производства новых, собственных моделей. Так в 46-ом году появился первый Москвич-400, выстроенный на базе Опель Кадет, с трехступенчатой МКПП и небольшим движком на 23 лошадиных силы. 


Первой моделью с несущим каркасом кузова стала знаменитая «Победа», она же ГАЗ-М20. Новинку оснастили все той же «механикой» и движком в 52 л. с., а в лимитированной серии по государственному спецзаказу выпускали модели с 90-сильным ДВС. Немаловажное значение в создании такой машины сыграл немецкий Opel Kapitan. Позже появилась «Волга» с первой в истории СССР автоматической КП, активно выпускались автомобили ЗАЗ 966 («Запорожец»). 
Нельзя не отметить создание всенародной любимицы – ВАЗ 2101 («копейки»), которая разошлась большим тиражом среди населения. С нее и началось возрождение отечественного автопрома. Такой успех способствовал открытию новых предприятий на территории СССР и появлению новых моделей. И до сих пор предприятие АвтоВАЗ остается одним из немногих заводов, сохранившимся и активно развивающимся со времен Советского Союза. 

Понравилась статья?
Максимальная выгода на новую Lada

-20% от стоимости авто
с программой господдержки