В истории автомобилестроения нашей страны немало моделей, которые существуют и успешно находят покупателя уже не один десяток лет. Но есть в ней и проекты, которым уже не суждено выйти в массовое производство. Здесь расскажем о славной истории Горьковского автозавода и его самых интересных прототипах.
История завода ГАЗ

ГАЗ (или Горьковский автомобильный завод) является одним из самых крупных предприятий СССР и России. Расположено оно в Нижнем Новгороде, а появилось еще в 1932 году. Предыстория появления автогиганта начинается с 1929 года, с момента заключения соглашения о техническом сотрудничестве между ВСНХ и Ford Motor (США). Обе компании ставили задачу совместной разработки доступных и современных легковых автомобилей, а также грузовой техники. Стоит отметить, что в довоенный период (вплоть до 1941 года) наш автопроизводитель имел другое наименование – Нижегородский завод имени В. М. Молотова. Первым автомобилем, созданном на советском предприятии, стал 1,5-тонный грузовичок ГАЗ-АА. Тогда же произошел запуск другой версии этой модели в кузове «фаэтон».
Спустя пару лет стартовал массовый выпуск хорошо известной «эмки» или ГАЗ-М1. Всего было собрано почти 63 000 единиц, а к 40-м годам тираж достиг уже полумиллиона выпущенных машин.
После начала ВОВ предприятие вынужденно перешло на военные рельсы. Основными задачами тогда стали оборонные заказы. И советские инженеры успешно освоили выпуск легких танков, а также военных автомобилей (ГАЗ-64) и даже аэросаней. В 45-ом завод-герой был награжден орденом за успешное выполнение важных военных задач.
После войны инженеры ГАЗ создали легендарный автомобиль «Победа» (М-20). Она же стала первой моделью в Союзе, имеющей несущий кузов. Новинка успешно поставлялась в различные европейские страны в течение 10 лет.
В октябре 1956 года была создана первая «Волга», уже в апреле автомобиль был выпущен в массовое производство. Также нельзя не отметить легендарные модели «Чайка» и ГАЗ-21, которые вместе с «Волгой» получили высшую награду Гран-при на Всемирной выставке в Бельгии.
Период 60-70-х годов стал знаковым для Горьковского автозавода. Расширились производственные площади, вовсю шла работа над созданием новых моделей. Завод подарил немало новых имен и идей. Например, одного из родоначальников отечественного проектирования Андрея Александровича Липгарта, создавшего школу конструкторов, а также целой плеяды других, не менее талантливых инженеров.
И в наши дни завод активно выпускает надежные автомобили в различных типах кузова: микроавтобусы серии Газель и ГАЗ, фургоны, грузовые автомобили. А в 2024 году был анонсирован выпуск модельного ряда обновленной «Волги» (Volga): кроссоверов К30 и К40 и седана С40.
ГАЗ - 2495 "Сельская Волга"

В 70-е перед Горьковским автозаводом советское руководство поставило особую задачу: создать универсальный внедорожник, который превзошел бы по проходимость известный на тот момент УАЗ-469. И эта задача была выполнена успешно. Инженеры взяли готовую конструкцию ГАЗ-24 с полноприводной трансмиссией, дооснастили ее 95-сильным мотором, «механикой» и раздаткой на 2 передачи. Автомобиль получил кузов длиной почти 5 метров и мог разгоняться до 115 км/ч. Всего собрали 5 единиц, но в серию прототип так и не вышел. Причиной явились слишком сильная вибрация и шум, которые устранять отказались из-за нецелесообразности. До нашего времени сохранилось всего два экземпляра, причем один из них принадлежал Л. И. Брежневу.
ГАЗ - 3105 "Волга"

Автомобиль «Волга» вообще часто модернизировался и в 80-х директору завода Николаю Пугину пришла идея о создании нового прототипа. На тот момент уже была запланирована новая линейка, состоящая из ГАЗ-3103 (с передним приводом), ГАЗ-3104 (с полным приводом) и ГАЗ-3105 с 8-цилиндровым мотором и удлиненной колесной базой. В 1988 году последняя модель должна была занять позицию флагмана и заместить выпуск «Чайки». Увы, пока велись испытания и мелкосерийный выпуск, населению уже стали доступны иномарки. На их фоне ГАЗ-3105 оказался очень дорогим, что привело к выпуску всего 55 машин вместо 250 запланированных.
ГАЗ - 3111 "Волга"

Работа над новой «Волгой» началась в 1995 году, при этом в разработке были переднеприводный вариант и с полным приводом. Машины получили удачный дизайн кузова и мощные 2,3-литровые моторы ЗМЗ. Опытные образцы уже были готовы через пару лет, но оказалось, что выпустить новинку завод не может в силу финансового дефицита.
Пытаясь спасти перспективный проект, руководство привлекло к работе американскую компанию Venture Industries. В сотрудничестве с ней вышел демонстрационный образец. Но ввиду нерентабельности проект был закрыт в 2004 году, ГАЗ-3111 навсегда покинул конвейер.
ГАЗ - 3106 "Атаман"

В 1998 году руководителю ГАЗа Н. Пугину поступило предложение о создании полноприводного пикапа со средними габаритами. Проект получил название «Атаман» и начальство занялось его финансированием. Вплоть до 2005 года автомобиль дорабатывали, порой полностью меняя конструкторские решения. На Московском автосалоне даже был показан первый образец, но все же руководство приняло решение отказаться от идеи создания отечественного пикапа в пользу более востребованного коммерческого транспорта.
ГАЗ - 3115 "Волга"

В 2003 году появился проект, целью которого стало занятие ниши, освободившейся в связи с прекращением выпуска «Москвичей». Тогда же появилось три первых экземпляра среднеразмерной машины, готовых для испытаний.
Дизайн кузова был основан на европейских решениях, в ходовой части установили задний привод, а под кормой оказалась многорычажная подвеска. Планировалась установка мощных бензиновых двигателей, в том числе с турбиной. Но опыта у конструкторов в разработке таких решений было недостаточно, как и финансирования у самого предприятия. Поэтому руководством было принято сложное решение о полном закрытии этого проекта.